Тематический день, посвященный творчеству Н.В. Гоголя

12.04.2019
Алексей Гобунов

11 апреля в Поваровской городской общедоступной библиотеке прошёл Тематический день, посвященный творчеству Н. В. Гоголя.
— Мы оформили стилизованную под украинский дворик книжную выставку, где посетителям были представлены раритетные фолианты, в том числе — первый том «Мёртвых душ» 1937 года издания, с вкладышами-фотографиями черновиков и страниц этой культовой «поэмы», как называл своё творение сам автор, — говорит сотрудник библиотеки Оксана Гаврицкая. — Все желающие могли сделать памятное фото на фоне библиотечной копии камина, в котором Гоголь, по преданию, сжёг второй том «Мёртвых душ».
На протяжении Тематического дня особое внимание мы уделяли другому произведению Николая Васильевича — «Нос». Эта повесть в жанре литературы абсурда, была написана Гоголем в 1832–1833 годах, она входит в сборник «Петербургские повести».
Юные посетители библиотеки, в подавляющем большинстве, вообще не слышали об этом произведении. Мы рассказали ребятам, что сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм. Обращение к фантастическому позволяло писателю ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, Михаил Булгаков и другие авторы.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа» — в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А. С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
В течении всего дня в Поваровской библиотеке проходил мастер-класс по изготовлению оригинальных носов из папье-маше. Во время коллективного производства «убежавшего» органа обоняния, гости библиотеки слушали аудио-версию повести Гоголя «Нос».