Библиотечный кинопоказ, посвященный Эриху Кестнеру

28.02.2019
Алексей Горбунов

23 февраля 2019 года исполнилось 120 лет со дня рождения Лауреата Международной премии им. Х. К. Андерсена, немецкого писателя и сценариста Эриха Кестнера. В Поваровской городской общедоступной библиотеке прошёл кинопоказ, посвященный юбилею прославленного автора. Известность Кестнеру принесли полные искромётного юмора произведения для детей и сборники сатирической поэзии на злободневные темы. В России имя писателя носит гимназия № 41 в Санкт-Петербурге.
Перед началом сеанса гости библиотеки успели разыграть партию интеллектуально-познавательной настольной игры «Экивоки». После чего сотрудник библиотеки Оксана Гаврицкая кратко познакомила посетителей с биографией и творчеством Эриха Кестнера, а также с историей создания фильма «Мюнхгаузен», выбранного гостями из вариантов, предложенных к просмотру.
— Это уникальный, веселый и смелый фильм о потомке эксцентричного немецкого барона, проживающего в 1940-е годы в Германии, — говорит Оксана Гаврицкая. — Удивителен сам факт участия Кестнера в создании этой киноленты. Когда в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, Эрих Кестнер не поддался советам друзей и отказался эмигрировать. Более того — он добровольно вернулся из безопасной нейтральной Швейцарии в фашистскую Германию, где его ждали ненависть властей и их приспешников, гонения, аресты, и, главное, запрет на любые публикации. Его имя было включено в список неугодных Третьему рейху авторов, книги которых подлежали уничтожению. Несмотря на вынужденную изоляцию Эрих Кестнер продолжал работать. Но его произведения были запрещены в Германии и Кестнер переправлял рукописи в Швейцарию, откуда изданные книги расходились по всему миру. Нацисты так и не смогли заставить замолчать неугодного писателя. В скованной страхом, одурманенной национализмом и пропитанной ненавистью фашистской Германии Кестнером были написаны десятки эпиграмм и памфлетов, три комедийных романа и две книги для детей. По его произведениям снимались фильмы в Голливуде.
И вот, в 1942 году, Эрих Кестнер под псевдонимом Бертольд Бюргер создаёт для киностудии UFA сценарий фильма о знаменитом бароне Мюнхгаузене. Картину снимали по заказу министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса, в честь 25-летнего юбилея киностудии UFA. Эту третью в истории полнометражную цветную немецкую киноленту высоко оценили критики и благодарная публика: по темпо-ритму, юмору, фантазии и новизне, она не уступает картинам Чаплина того же времени. В силу своего развлекательного предназначения в фильме отсутствуют какие-либо элементы пропаганды и негативные выпады в сторону России (тем более, что знаменитый полёт Мюнхгаузена на ядре, был совершён именно на русской службе). Гитлер, узнав имя настоящего автора сценария, пришел в ярость и запретил опальному писателю печататься даже за рубежом…
Отдельного внимания заслуживает сюжет, написанный Кестнером: действие фильма переносится из 40-х годов 20-го столетия в 18-й век, где Мюнхгаузен отправляется на службу в Россию (!) к Екатерине Великой, запутывается там в интригах и любовных приключениях. По приказу русской императрицы барон назначается командиром полка в войне против турок при осаде Очакова. В фильме барон летает на ядре, дурачит турецкого султана, освобождает из гарема прекрасную итальянскую принцессу Изабеллу, а граф Калиостро дарует ему вечную молодость. На воздушном шаре Мюнхгаузен со слугой отправляется на Луну, где в сюрреалистическом пейзаже они встречают лунного человека и вырастающих в орехах людей, которые могут отделять свои головы от тела…
Несмотря на солидный возраст кинокартины, бесконечно неожиданные повороты сюжетных линий персонажей Кестнера не давали зрителям заскучать. А совершенно непредсказуемый финал фильма немало позабавил гостей библиотечного кинопоказа…
Эриху Кестнеру принадлежит знаменитое изречение: «Человек только тот, кто, став взрослым, остаётся ребенком». Эта фраза могла бы служить эпиграфом и к биографии самого писателя и к созданному им персонажу кинокартины о бароне Мюнхгаузене.
После просмотра фильма, гости городской библиотеки высказали мнение, что дети всё-же более человечны, чем взрослые. При этом молодые люди считают, что в свои 17–18 лет они — всё ещё дети, поэтому высказывание Кестненра в полной мере можно отнести и к ним.