"Беби-город" в Поваровском культурном центре

23.11.2018
Алексей Горбунов

Около месяца назад в АУ «Поваровский культурный центр» открылось новое клубное формирование — «Беби-город». Самые маленькие жители Поварово получили возможность интересно, весело и пользой проводить время на развивающих занятиях. Мальчики и девочки, которым нет еще и года (группы можно посещать, начиная с 10 месяцев), вместе с родителями, бабушками и дедушками учатся бегать, прыгать, перешагивать, переступать — в общем, преодолевать первые в своей жизни препятствия. И, самое главное — учатся взаимодействовать с окружающим миром. Занятия с малышами проводит опытный педагог из Солнечногорска Алла Царёва. Алла Николаевна, сама мама троих сыновей, не понаслышке знает, что именно нужно ребятишкам. Когда-то, много лет назад, Алла столкнулась с тем фактом, что мамам с самыми маленькими детьми абсолютно некуда пойти.
— Когда у меня родился первый ребёнок, все доступные занятия — «развивашки», были для детей от 2-х лет, — вспоминает Алла Николаевна. — Нас было человек десять молодых мам — в Солнечногорске по парку мы с колясками ходили-гуляли всей толпой. Зимой очень хотелось с детьми куда-нибудь зайти, раздеться, поиграть с ними — а некуда было. Мы просились в спортивный комплекс «Вымпел», который тогда ещё не сгорел: пустите нас, можно мы с детками на матах порезвимся? А нам отвечали: нет, у нас тут секция сейчас начнётся, и вообще — просто так нельзя. Вот поэтому и появилось большое желание сделать для детей то, чего у нас не было. Именно что-то такое, чтобы можно было подвигаться, попрыгать, поскакать, поваляться. Вначале это были праздники, то есть — детская анимация, потом это направление получило развитие и вылилось в спортивные занятия, в беби-фитнесс. Ну, а затем стали востребованы и развивающие упражнения. Вот так, из всего этого многообразия, и родилась идея специальных занятий с крохами...
«Все мы родом из детства» написал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. А «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» говорит русская народная поговорка. Детство — не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. Алла Царева посвятила себя формированию маленького человека в полноценную личность. За плечами большой опыт и стаж — Истринское педагогическое училище (учитель начальных классов), затем Педагогический университет им. Крупской (учитель географии), потом Академия фитнеса и Фитбол центр, инструктор детского фитнеса от 8 мес. до 14 лет. Занятия для самых маленьких требуют особых навыков и необычных способностей — все свои занятия Алла проводит в стихотворной форме. Упражнения составлены на основе русских народных «потешек», игр, стихов детских поэтов. Эти «шутки-прибаутки» схожи с теми, что когда- то приговаривали наши бабушки. Они сразу ложатся на слух, легко запоминаются, а четкий ритм помогает малышам выполнять первые ритмические задания: «Шла лиса по мостику, мела перила хвостиком. А на встречу зайчики, маленькие пальчики. Не боимся мы лису, быстро прячемся в лесу!..»
— Когда я решила этим заниматься, то сначала поехала в Москву, посмотрела, как работают коллеги, — не отрываясь от ведения занятия, рассказывает Алла Николаевна. — Смотрела и думала: откуда они берут это всё? Штудировала литературу, в интернете искала — нет ничего такого. Я поняла, что только с опытом приходит это знание. Мне недавно девочка лет семи на утреннике задаёт вопрос: а что это вы стихами всё время разговариваете? А я уже не могу по-другому! Я всё пытаюсь связать, например, на праздниках, так получается, что мне надо слова учить. А я понимаю, что я их не выучу, просто некогда. И вот тогда начинается этот «самотёк» — ля-ля-ля, слово за слово, и у меня всё пошло в стихи и начинается движение...
По-научному эта методика называется логопедическая ритмика. Значение логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Выдающийся русский психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, Владимир Бехтерев, выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и расшевелить «заторможенных» детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Крупнейший ученый, один из создателей отечественной психиатрии Василий Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику и настроение. Она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Логопедическая ритмика развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память: зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную. И все это — играя, как бы между делом. Ребятишки даже не понимают, что пришли на занятия.
— Вы знаете, мне иногда говорят: ну что это вы бегаете, прыгаете, это же не серьезные занятия, это — просто физкультура. Но ведь во время фитнеса столько всего можно дать! В процессе мы незаметно знакомимся с разными геометрическими фигурами, сортируем их по цветам, учимся считать... Круги, квадраты, и треугольники — мы их рассортировали, цвета повторили, и все это во время движения, под приятную музыку и веселые считалочки.
Чем гармоничнее и крепче в физическом отношении тело, тем совершеннее в умственном и духовном отношении мозг. Кроме того, побывав на занятиях у Аллы, я увидела в действии ещё один важный элемент воспитания. Малыши, вместе со взрослыми, принимают активное участие во всех подготовительных процессах. В это время подготовки к занятиям они не просто помогают педагогу и родителям расставлять реквизит. Дети учатся понимать и сопереживать, учатся получать удовольствие от общения с окружающими людьми, получают первые навыки коммуникации и основы поведения в социуме.
— Понимаете, занятие должно быть праздником, — считает Царева, — Положительные эмоции рождают интерес малышей к познавательной деятельности. А родители должны наслаждаться тем, что они родители. На занятии стараюсь дать максимум тех упражнений, которые дома выполнять будут не все. Это физкультура, ритмика, пальчиковые игры, кукольный театр и многое другое. Но и те упражнения, которые можно выполнять дома: рисование, лепка, цвета, счёт, фигуры, я добавляю в процесс, но стараюсь показать разнообразие подходов к их изучению. Советую родителям и дома применять игровые способы и методы развития малыша.
Конфуций говорил: «Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни.» Так и Царёва, свою работу — работой не считает. «Счастье, когда хобби превращается в работу, тогда и на работу ходить не надо!» — перефразировала она изречение мудрого китайца. «Я обожаю общение, люблю компанию мам с детьми, вдохновляюсь от успехов малышей, их первых шагов, первых слов, ответов, старания повторить. Не могу мои занятия с детьми назвать работой, это мое хобби. Мое увлечение — дети, дети и снова дети. Вместе с их родителями я радуюсь возможности собираться, заниматься, и стараюсь предложить им максимально интересные и полезные развивающие занятия».
Фотографии с развивающих занятий «Беби-Город» можно посмотреть здесь:
https://vk. com/album-10537630_258425489